Право на доступ к экологической информацииПраво знать означает возможность для каждого человека получать информацию о состоянии окружающей среды. Открытость и доступность информации для граждан является основой демократического общества.
Согласно статье 24 (части 2) Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Статья 29 (часть 4) Конституции говорит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Аналогичные нормы содержатся в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. В статье 13 (части 2) Декларации говорится: «Каждый имеет право искать, получать, и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайн, а также нравственности». В статье 31 Декларации содержится: «Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Важна также статья 25 (часть 2) Декларации: «Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону».
Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 года, решает вопросы о засекречивании информации государственными органами и должностными лицами. В его статье 7 содержится перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию. К таким сведениям относятся, в том числе: - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, в зависимости от вреда, причиненного обществу, государству или гражданам.
Важные положения о праве граждан на доступ к информации содержит Закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый 25 января 1995 года. В соответствии со статьей 10 (пункт 1) этого закона, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Пункт 3 статьи 10 этого же закона запрещает относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан».
Особо важна статья 12 Закона «Об информации, информатизации и защите информации». В пункте 1 этой статьи говорится: «Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения -обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.» Также в статье 12 установлен порядок предоставления информации. Перечень информационных услуг и сведения о порядке доступа должны предоставляться владельцем информации бесплатно.
Статьи 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» также дают право гражданам и общественным организациям запрашивать экологическую информацию. В соответствии с этими статьями, граждане, а также общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право, в частности, «обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан».
Градостроительный Кодекс РФ также говорит о праве граждан на информацию. В статье 18 данного Кодекса содержится: «Граждане, их объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом».
Российская Федерация ратифицировала ряд международных соглашений, включающих пункты о доступе к экологической информации. Поэтому они также могут служить Вашим основанием для требования о предоставлении информации. Список некоторых международных соглашений приведен в Приложении 1.
Сбор и распространение экологической информации является обязанностью государственных органов. Государственные службы должны также сообщать общественности, где можно получить эту информацию, и проводить общую работу по повышению информированности населения об экологической ситуации в регионе, о методах получения информации, и о возможностях участия в процессе принятия решений. В Приложении 3 Вы найдете список организаций, которые могут ответить на Ваши вопросы по различным аспектам состояния окружающей среды в Петербурге и Ленинградской области. Приложение 4 содержит список подразделений администраций районов Петербурга, куда также можно обращаться по экологическим вопросам. В Приложении 6 приведен бланк запроса экологической информации.
|