Глобализм и экофилософия будущего
Глобализм и экофилософия будущего
Автор: Н. М. Исмаилов
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Человечество развивалось путем хищнического использования природных ресурсов — об этом свидетельствует вся история взаимодействия человека и природы. Сознание, которым Природа наделила только одного из своих созданий — человека, сыграло злую шутку с самой Природой. В процессе макроэволюции человечество превратилось в «сапиенсов» и нагло завладело планетой. Именно благодаря сознанию первобытный человек сумел создать порядок из хаоса и способствовал формированию и становлению цивилизаций. Выйдя из пещер, распространившись по всем континентам, выпрямив спину, научившись питаться животной пищей, с гордостью подняв голову и не смотря под свои ноги, где сновали мириады других живых существ, человек пошел по Планете, возомнив себя единственным хозяином, которому все доступно.
«Закон максимума для человечества» в качестве закона биосферы может быть тем арбитражным судом, той нейтральной силой, которая объяснит историческую необходимость взаимопонимания, учета интересов экологии и экономики ради выживания человека как биовида на Земле; начнет формироваться новая реальность — феномен сожительства мирового социума с биосферой. Численность населения мира, его экерго- и биопотребление, как и всего живого вещества на планете, должны соответствовать биологической емкости Земли и не выходить за ее грани. Задача социума - осуществить на нынешнем этапе развития мировоззренческий прорыв, собственную культурную мутацию, которая в дальнейшем создаст базу адаптивного технологического и социокультурного развития.
С точки зрения новой науки глобалистики рассматриваются проблемы эколого-социально-экономического состояния мира и стран через призму взаимодействия психики человека и общества и обитаемого мира. Обосновываются критерии экологической цивилизованности стран и народов. Ставится задача отнесения всей Земли к категории «Зеленая книга» и решения системных экологических проблем глобального характера. Составной частью устойчивого развития должен быть принцип «жизненно необходимого потребления» как на личностном, так и на общественном уровне вместо доминирующего принципа «расширенного производства и потребления». Показатель «культуры потребления» природных ресурсов как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума должен войти в качестве составной части интегрального показателя в «Истинный показатель прогресса» и «Индекс развития человеческого потенциала».
Книга носит междисциплинарный характер; это своеобразное научно-философское поэтическое эссе, предназначенное для преподавателей и студентов вузов в области социологии, экологии, биологии и смежных областей, а также для всех, кому небезразлично будущее социума.
Исмаилов, Нариман Мамед оглы.
Глобализм и экофилософия будущего : монография / Н. М. Исмаилов. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 252, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. - (Научная мысль. Экология). - Библиогр.: с. 246-251 (131 назв.). - Из содерж.: Какова допустимая нагрузка на биосферу? ; Ноосфера? ; Экологическая культура и экологическая цивилизованность ; Экологическая культура и этика через призму человеческой психологии ; Причины экологических проблем - страсти человека и всего человечества ; Возможна ли абсолютная экологическая этика? ; Закон максимума для человечества и устойчивое развитие социума. - ISBN 978-5-16-016670-4 : 1034.99 р. - Текст : непосредственный.
1525124 - ОХДФ
Заказать книгу в электронном каталоге (Авторизация по читательскому билету)
|