Глобализм и экофилософия будущего

   
   

 

Глобализм и экофилософия будущего

Автор: Н. М. Исмаилов

 

 

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

 

Человечество развивалось путем хищнического использования природных ресурсов — об этом свидетельствует вся история взаи­модействия человека и природы. Сознание, которым Природа наделила только одного из своих со­зданий — человека, сыграло злую шутку с самой Природой. В про­цессе макроэволюции человечество превратилось в «сапиенсов» и нагло завладело планетой. Именно благодаря сознанию перво­бытный человек сумел создать порядок из хаоса и способствовал формированию и становлению цивилизаций. Выйдя из пещер, распространившись по всем конти­нентам, выпрямив спину, научившись питаться животной пищей, с гордостью подняв голову и не смотря под свои ноги, где сно­вали мириады других живых существ, человек пошел по Планете, возомнив себя единственным хозяином, которому все доступно.

«Закон максимума для человечества» в качестве закона биосферы может быть тем арбитражным судом, той нейтральной силой, которая объяснит историческую необходимость взаимопонимания, учета интересов эколо­гии и экономики ради выживания человека как биовида на Земле; нач­нет формироваться новая реальность — феномен сожительства мирового социума с биосферой. Численность населения мира, его экерго- и био­потребление, как и всего живого вещества на планете, должны соответ­ствовать биологической емкости Земли и не выходить за ее грани. Задача социума - осуществить на нынешнем этапе развития мировоззренческий прорыв, собственную культурную мутацию, которая в дальнейшем соз­даст базу адаптивного технологического и социокультурного развития.

С точки зрения новой науки глобалистики рассматриваются проблемы эколого-социально-экономического состояния мира и стран через призму взаимодействия психики человека и общества и обитаемого мира. Обосно­вываются критерии экологической цивилизованности стран и народов. Ставится задача отнесения всей Земли к категории «Зеленая книга» и решения системных экологических проблем глобального характера. Со­ставной частью устойчивого развития должен быть принцип «жизненно необходимого потребления» как на личностном, так и на общественном уровне вместо доминирующего принципа «расширенного производства и потребления». Показатель «культуры потребления» природных ресур­сов как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума должен войти в качестве составной части интегрального показателя в «Истинный пока­затель прогресса» и «Индекс развития человеческого потенциала».

Книга носит междисциплинарный характер; это своеобразное науч­но-философское поэтическое эссе, предназначенное для преподавателей и студентов вузов в области социологии, экологии, биологии и смежных областей, а также для всех, кому небезразлично будущее социума.

 

 

Исмаилов, Нариман Мамед оглы.

Глобализм и экофилософия будущего : монография / Н. М. Исмаилов. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 252, [1] с. : ил., табл. ; 21 см. - (Научная мысль. Экология). - Библиогр.: с. 246-251 (131 назв.). - Из содерж.: Какова допустимая нагрузка на биосферу? ; Ноосфера? ; Экологическая культура и экологическая цивилизованность ; Экологическая культура и этика через призму человеческой психологии ; Причины экологических проблем - страсти человека и всего человечества ; Возможна ли абсолютная экологическая этика? ; Закон максимума для человечества и устойчивое развитие социума. - ISBN 978-5-16-016670-4 : 1034.99 р. - Текст : непосредственный.

1525124 - ОХДФ

 

Заказать книгу в электронном каталоге (Авторизация по читательскому билету)