Экодуки (зелёные мосты) Весь животный мир планеты постоянно перемещается, и многие животные достаточно «консервативны» при «прокладке» миграционных маршрутов. В современном мире на пути у мигрирующих животных оказывается множество препятствий, угрожающих их жизни. Наиболее опасны крупные автомагистрали, автомобильные и железные дороги. Их строительство приводит к нарушению устоявшихся путей миграции животных, что провоцирует опасные инциденты на дорогах при попытках пересечения ими проезжей части, которые нередко заканчиваются тяжелыми последствиям как для самих животных, так и для людей. Трудно точно сказать, сколько животных погибает при переходах автотранспортных и железных дорог, но по подсчетам специалистов из США только в их стране каждый месяц гибнут сотни крупных и несколько тысяч мелких животных. Сохранить традиционные тропы миграции животных помогают «Переходы для диких животных» (wildlife overpasses), «зелёные мосты» (green bridges), экодуки (ecoducts) –сооружения, возведенные над или под автомагистралями и железными дорогами, позволяющие диким животным благополучно и без стресса перебраться на другую сторону дороги. Французское слово “экодук” происходит от латинского «eco» — обиталище, «duco»— веду. Экодуки, замаскированные под естественную среду (покрыты почвой и растительностью), составляют единое целое с окружающим ландшафтом. «Переходы для диких животных» – общее понятие, включающее в себя подземные тоннели, эстакады, мосты, тоннели для амфибий, морские трапы для движения рыбы, зелёные крыши, переходы по верхушкам деревьев и модифицированные водопропускные трубы. Мониторинг наблюдения за использованием различных сооружений и устройств для миграции животных показывает, что разные виды животных предпочитают разные типы переходов, и самыми универсальными типами являются ландшафтные мосты, экодуки, проходы под эстакадами, которые при соответствующем обустройстве подходят всем животным, ведущим преимущественно сухопутный образ жизни. Проблема безопасной миграции животных впервые стала обсуждаться в 1950-х годах. Именно тогда во Франции и появились первые экодуки. Затем подобный элемент зелёного строительства начали активно использовать Нидерланды (в настоящее время более 600 переходов по всей стране, включая самый длинный в мире экодук длиной 800 метров.), Швейцария, Германия и Бельгия. К 70-м годам экодуки получили распространение в США, Канаде, Австралии, Японии, и Китае. Более 70 лет применения экодуков и постоянные их исследования показали, что мостами пользуются не только крупные животные, но и беспозвоночные, птицы, бабочки, пауки и жуки. В России только начинают обращать внимание на данную проблему. В 2016 году открыли первые два эко-моста. Первый возведён в Национальном парке «Земля леопарда» в Приморском крае. Второй объект построен в Калужской области на 170-м километре автомобильной дороги М3, его длина вместе с подходами 165 метров, ширина — 50 метров. На поверхности экодука уложен плодородный слой в 0.8 метра, высажено 1510 деревьев. Планируется реализация третьего проекта: строительство экологического тоннеля на трассе М11 «Москва – Санкт-Петербург» для обеспечения целостности популяций пятнистого оленя, лося и кабана. Сегодня сложно сказать, получат ли экодуки распространение в нашей стране. Осуществление таких проектов невозможно без участия государства, потому что это связано с дополнительным финансированием по отношению к основному проекту (дороге, мосту), нарушающему миграционный путь или среду обитания животных. Мост в Калужской области.
Нарвинский автодорожный тоннель для дальневосточных леопардов в Приморском крае
Специальный мост для крабов, на острове Рождества (Австралия)
Черепаший тоннель вдоль железной дороги в Японии Веревочный мост для опоссумов и попугаев через автостраду в Виктории (столице Сейшельских Островов) Зелёный мост через автомагистраль в Нидерландах Если люди собираются продолжать строить дороги в среде обитания животных, то должны оставить возможность животному миру переходить эти дороги без риска. Никто не учит правилам пешеходного перехода лося, для которого может быть смертельно опасно пересечение дороги. Но можно создать красивый травянистый мост, что будет соответствовать экоустойчивым принципам развития общества. Узнать больше о переходах для диких животных можно здесь.
|